Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время

Потенциал сотрудника: 12 методов оценки в 2025 году
Статьи
В статье расскажем про основные критерии и методы оценки потенциала сотрудников.
Содержание
- Что такое методы оценки
- Когда они нужны
- Критерии оценки потенциала сотрудника
- Основные методы оценки
- Способы развития потенциала сотрудника
- Вывод
Что такое методы оценки
Методы оценки потенциала сотрудника — это совокупность качественных и количественных инструментов и подходов, которые помогают компаниям определить, насколько человек готов к выполнению разных задач. Например, при переходе на более сложную управленческую позицию или если сотруднику нужно принять участие в крупном стратегическом проекте. В 2025 году такие методы приобретают все большую актуальность — бизнесу нужны не просто исполнители, а талантливые сотрудники с высоким потенциалом для роста и развития.Когда нужны методы оценки
Применяя системную оценку компетенций, работодатель получает картину не только текущих возможностей, но и карьерного потенциала специалиста.Оценка потенциала становится критически важной перед продвижением сотрудника, при формировании кадрового резерва, при планировании обучения и развития персонала, для составления индивидуальных планов развития и в процессе реструктуризации департамента или всей компании.
Критерии оценки потенциала сотрудника
Чтобы оценить потенциал сотрудника, важно определить четкие критерии. Они могут включать:- уровень hard skills
- стремление к росту и обучению
- способность работать в условиях неопределенности
- лидерские качества
- гибкость мышления и адаптивность
- уровень профессионального потенциала
- умение взаимодействовать в команде.
Основные методы оценки
Сегодня существует множество методов, позволяющих оценить потенциал специалиста. Мы отобрали 12 самых распространенных, условно их можно разделить на четыре категории: качественные, количественные, комбинированные и методы, включающие оценку психологических характеристик. Новые способы оценки персонала появляются практически ежегодно.Качественные методы
Эти методы фокусируются на анализе поведения, мнений и впечатлений, собираемых через интервью, наблюдение, экспертные оценки и обсуждения.1. Аттестация
Классический метод, предполагающий регулярную проверку знаний, навыков и результатов работы. Может проводиться в виде собеседования, тестирования или отчетной презентации. В современных реалиях все чаще совмещается с другими инструментами.
2. Оценка 360 градусов
Метод помогает увидеть, как оценивают потенциал сотрудника в работе окружающие, и выявить сильные и слабые стороны. В этот процесс вовлечены руководители, коллеги и даже сам сотрудник, данные о самооценке которого также включают в финальный результат.

Пример оценки компетенции сотрудника на платформе «МояКоманда».
3. Ассессмент-центр
Комплексная методика, в которой сотрудники участвуют в кейсах, деловых играх и заданиях, моделирующих рабочие ситуации. Оценка проводится профессиональными наблюдателями. Такой подход дает объективные данные о профессиональных компетенциях и лидерских качествах.

Одно из заданий ассессмент-центра для проверки лидерских качеств и бизнес-компетенций. Источник
4. Матрица 9 Box Grid
Один из самых популярных инструментов для кадрового резерва. Комбинирует два параметра — эффективность работы и карьерный потенциал.
Матрица 9 Box Grid представляет собой таблицу из 9 ячеек (боксов), образованных двумя осями. Горизонтальная ось (X) — производительность сотрудника, которая может быть низкой, средней или высокой. Вертикальная ось (Y) — потенциал сотрудника, его эффективность/результативность работы. Этот показатель также может быть низким, средним или высоким.
Текущая производительность показывает насколько хорошо сотрудник выполняет свои текущие обязанности и достигает поставленных целей.
Потенциал отражает способность сотрудника расти, брать на себя больше ответственности, осваивать новые навыки и эффективно работать на более сложных или высоких позициях в будущем.
Низкий потенциал | Средний потенциал | Высокий потенциал | |
Высокая эффективность |
3. «Эксперты в своей роли» (Мастера в своей области, но не готовы к росту; незаменимые исполнители) |
6. «Надежные специалисты» (Имеют потенциал для горизонтального роста или углубления навыков) |
9. «Звезды» (Кандидаты на повышение, будущие лидеры) |
Средняя эффективность |
2. «Под вопросом» (Работают на уровне нормы, но не демонстрируют роста или лидерских качеств) |
5. «Потенциал для развития» (Требуют поддержки для раскрытия потенциала; могут стать лидерами) |
8. «Растущие таланты» (Высокий потенциал, нужно развивать компетенции для лидерства) |
Низкая эффективность |
1. «Проблемные сотрудники» (Низкие результаты и низкий потенциал; возможны меры коррекции или увольнение) |
4. «Неполный потенциал» (Потенциал есть, но результативность не дотягивает; требует развития) |
7. «Проблемные таланты» (Высокий потенциал, но низкая текущая эффективность; требуется коучинг) |
Матрица 9 Box Grid. На основании результатов оценки каждый сотрудник помещается в соответствующую клетку матрицы.
Количественные методы
Эти методы предполагают работу с цифрами и объективными показателями. Они подходят для анализа больших объемов данных и получения сравнительных результатов.5. KPI и OKR
KPI (Key Performance Indicator): Ключевой показатель эффективности (результативности). Он показывает, насколько хорошо выполняется работа, достигаются ли нужные результаты, эффективно ли используются ресурсы. Это измеримая величина, выраженная в числах, процентах, часах и т.д.
OKR (Objectives and Key Results): Цели и ключевые результаты.
Цели отвечают на вопрос «Куда мы хотим прийти?» (например, «Стать лидером рынка в сегменте X», «Создать исключительный клиентский опыт»).
Ключевые результаты — измеримые, количественные показатели, которые показывают, что цель достигнута. Отвечают на вопрос «Как мы узнаем, что достигли цели?»(например, «Достичь доли рынка 25%», «Повысить индекс удовлетворенности клиентов (NPS) до 70»).
6. Индекс вовлеченности и мотивации
Специальные опросы и метрики, которые измеряют, насколько сотрудник заинтересован в своей работе и развитии. Например, индекс eNPS.

Образец анкеты опроса eNPS в «МояКоманда»
для решения ваших задач
Сделайте первый шаг к результативным
сотрудникам.

Сравнительный анализ по базам данных HR-систем, который показывает скорость карьерного роста, участие в проектах, прохождение обучающих программ — все это помогает раскрыть потенциал сотрудника.
Комбинированные методы
Наиболее эффективны те подходы, которые сочетают качественные и количественные данные. Они показывают как оценить сотрудника со многих сторон.8. Модель PARLA
Метод поведенческого интервью для определения компетенций.
Определение PARLA это:
P (Problem identification) — выявление проблемы. Оценивается, насколько сотрудник умеет распознавать проблемы в своей работе.
A (Analysis) — анализ ситуации. Оценивается способность анализировать проблему, искать причины и возможные пути решения.
R (Reaction) — реакция сотрудника. Оценивается, как человек ведет себя в сложных ситуациях, способен ли он быстро принимать решения и действовать.
L (Learning) — усвоение опыта. Важно, как сотрудник делает выводы из прошлого опыта, учитывает ли он свои ошибки, извлекает ли уроки.
A (Application) — применение на практике. Финальный этап — проверка, показывающая насколько сотрудник использует полученные знания и профессиональные компетенции в реальной работе.
После беседы на каждого специалиста готовят заключение, описывают его сильные и слабые профессиональные стороны. Также иногда прописывают рекомендации по улучшению навыков.
9. Адаптивное сравнение
Метод, при котором поведенческие и результативные показатели сотрудника сравниваются с аналогичными у других людей на похожих позициях. Подходит для выявления потенциала сотрудника при нестандартных карьерных траекториях.

Методы оценки психологических характеристик
Психологические особенности напрямую влияют на мотивацию персонала, способность к обучению и лидерский потенциал.10. Тест Big Five (Большая пятерка)
Оценивает личность по пяти ключевым параметрам: открытость опыту, добросовестность, экстраверсия (включенность во внешний мир, стремление к взаимодействию с другими людьми), доброжелательность и невротизм. Результаты помогают понять, как человек ведет себя в коллективе, к какому стилю работы склонен, как реагирует на стресс и неопределенность. Особенно важен при формировании команд и кадрового резерва.
11. Интервью
Метод глубинной беседы с использованием ситуационных вопросов: «Расскажите о случае, когда вы…». Помогает выявить реальные модели поведения в прошлом и экстраполировать их на будущее.
12. Деловые игры и симуляции
Используются как в рамках ассессмент-центров, так и отдельно. Позволяют оценить профессиональные навыки, стрессоустойчивость, умение работать в команде.
Способы развития потенциала сотрудника
Оценка — только первый шаг. Главное — создать условия, при которых можно развивать рабочий потенциал.Вот несколько подходов:
- Индивидуальные планы развития (ИПР)
- Коучинг и менторство
- Внутренние академии и программы обучения персонала
- Ротация должностей и участие в проектах
- Постановка амбициозных целей и делегирование ответственности

Пример ИПР.

Пример ИПР на платформе «МояКоманда».
Компании, которые активно работают над развитием потенциала сотрудников, получают лояльных, мотивированных и готовых к изменениям сотрудников.