+7 495 147-47-50
+7 495 147-47-50
Как разработать систему наставничества в компании

Как разработать систему наставничества в компании

Содержание


В процессе наставничества опытные сотрудники, которые работают в компании продолжительное время, передают свои знания и компетенции новичкам, которые пришли недавно. Этот формат обучения предполагает индивидуальную работу одного сотрудника с другим и непосредственную передачу опыта от человека к человеку. Также процесс адаптации может сопровождаться самостоятельным изучением других рабочих материалов.
Наставничество приводит к профессиональному росту персонала, влияет на вовлеченность и на корпоративную культуру.

 Кроме наставничества есть и другие подходы к обучению. Среди них:
  • Процесс передачи знаний, структурированный в виде курсов, семинаров и тренингов, но не подразумевающий взаимодействия и общения с наставником.
  • Менторство — длительное взаимодействие, сфокусированное на личностном росте человека. Отличие от наставничества в том, что оно ориентировано в первую очередь на рабочие цели.
  • Коучинг — сфокусирован на постановке задач и раскрытии внутреннего потенциала сотрудника через вопросы и рефлексию.
Наставничество выполняет несколько важных функций, оно положительно сказывается на адаптации, ускоряя ее. Наставники помогают осваивать новые технологии, инструменты и подходы к работе, чтобы новички могли быстрее входить в свою должность.

Сотрудники, прошедшие программу наставничества, быстрее достигают результатов и чувствуют себя более уверенно. Наставничество помогает создавать сплоченный коллектив, где сотрудники готовы поддерживать друг друга.

Еще одна важная стратегическая задача, решаемая через наставничество — это подготовка новых лидеров внутри компании.

В компаниях из разных сфер наставничество работает по-разному. Например, на производственных предприятиях наставники необходимы для обучения сотрудников технических специальностей, где требуется строгое выполнение стандартов безопасности. Компании финансового сектора — банки, инвестиционные и страховые организации активно используют наставничество для адаптации новых сотрудников и роста их квалификации.

Розничная торговля и HoReCa — наставники помогают сотрудникам быстрее освоить стандарты обслуживания клиентов. В IT-компаниях часто очень высокий порог вхождения, наставник там нужен, чтобы новичок быстрее сориентировался в новых реалиях. На работе в государственных учреждениях наставничество применяется в адаптации госслужащих и формировании кадрового резерва.

Наставничество делится на два вида: реализация наставничества у новичков и опытных сотрудников. В случае с новичками, наставник помогает им должным образом адаптироваться к последовательности рабочего процесса. Во втором случае наставник помогает действующему сотруднику вырасти по карьерной лестницы внутри компании.

Основные его функции:
  • Организационная — организовывает освоение корпоративных стандартов, регламентов и инструментов.
  • Обучающая — передача опыта, разбор практических ситуаций.
  • Контролирующая — отслеживание прогресса подопечного, корректировка трека обучения.
  • Мотивационная — обеспечение обратной связи и поддержки, если это требуется.
Преимущества
  • Быстрая скорость адаптации новичков
  • Повышение квалификации персонала.
  • Позитивное влияние на развитие корпоративной культуры
  • Снижение текучести кадров.

Согласно опросу CNBC/SurveyMonkey Workplace Happiness Survey, институт наставничества оказывает чрезмерное влияние на карьеру работника по нескольким направлениям. Девять из 10 работников, у которых есть карьерный наставник, говорят, что они довольны своей работой.

Недостатки
  • Нагрузка на наставников.
  • Необходимость строгого планирования и контроля.
  • Затраты на внедрение системы наставничества.
  • Нехватка наставников

Знакомство


Осуществление знакомства с подопечным, введение в курс дела, формулировка целей.

Обучение


Практическое обучение, передача компетенций, отработка профессиональных задач.

Контроль


Проверка достигнутых результатов, обратная связь, корректировка процесса.

Наставничество как метод обучения персонала — это эффективный инструмент адаптации новых сотрудников, передачи опыта и развития кадрового резерва. Чтобы внедрить его в компании, важно продумать четкую систему, состоящую из нескольких ключевых шагов:
  1. Определение целей и формата
  2. Наставничество может быть направлено на адаптацию новичков, развитие молодых специалистов или подготовку будущих лидеров. Формат зависит от целей: индивидуальные встречи, групповые сессии, обучение через практику.

  3. Выбор и подготовка наставников
  4. Наставники должны обладать не только профессиональными компетенциями, но и навыками обучения, мотивации, коммуникации. Их нужно подготовить — провести тренинг, дать четкие рекомендации и ресурсы.

  5. Создание программ взаимодействия
  6. Пропишите структуру работы: частоту встреч, темы обсуждений, контрольные точки. Например, на первом этапе наставник помогает адаптироваться, затем фокус смещается на развитие компетенций и постановку карьерных целей.

  7. Запуск и мониторинг
  8. Назначьте наставников, запустите программу и отслеживайте ее эффективность. Можно собирать обратную связь через опросы или встречи, корректируя процесс при необходимости.

  9. Оценка и развитие системы
  10. Регулярно анализируйте результаты: удалось ли достичь поставленных целей, насколько удовлетворены участники. При необходимости улучшайте методики, внедряйте новые инструменты, например, цифровые платформы для коммуникации и контроля.


1.png2.png

Проект «Наставничество в ООО «Газпром трансгаз Томск»: преемственность, безопасность, надежность»



 
3.png4.png

Проект наставничества в Международном аэропорте «Внуково» «VeКтОр».


Плодотворная организация наставничества возможна только при достаточной мотивации обеих сторон.

Методы мотивации наставников:

  • Бонусы и премии. Дополнительные выплаты или нематериальное поощрение (например, подарки, корпоративные льготы).
  • Карьерный рост. Участие в программе наставничества может быть критерием при повышении, учитываться при аттестации и формировании кадрового резерва.

Варианты стимулирования подопечных:

  • Сертификация. После успешного прохождения наставничества сотрудник может получить внутренний сертификат компании, подтверждающий освоенные навыки.
  • Дополнительное обучение. Возможность участвовать в специальных тренингах, мастер-классах или получить доступ к образовательным платформам.
Американская технологическая компания Sun Microsystemsпровела исследование, в котором они изучили данные более чем 1000 своих сотрудников за пятилетний период. Выяснилось, что наставники продвигались по карьере в шесть раз чаще, чем те, кто не участвовал в программе; подопечные были повышены в пять раз чаще, чем те, кто не участвовал в программе; и показатели удержания были намного выше для подопечных (72%) и наставников (69%) , чем для сотрудников, которые не участвовали в программе наставничества (49%).
Регулируется разными положениями и документами. Приведем некоторые из них:
Эффективная адаптация новых сотрудников — ключ к успешному развитию любой компании. HR-платформа «МояКоманда» предлагает комплексное решение для автоматизации этого процесса, обеспечивая быстрое и эффективное вхождение новичков в рабочий процесс.​

Преимущества использования «МояКоманда» для адаптации сотрудников:

  • Индивидуальные онбординг-программы: Создавайте шаблоны адаптации с учетом специфики различных отделов или должностей. Это позволяет каждому новому сотруднику получать задачи и материалы, соответствующие его роли, что ускоряет процесс интеграции. ​

5.png


  • Автоматизация задач и контроля: Платформа позволяет назначать задачи с четкими сроками и отслеживать их выполнение, обеспечивая прозрачность и контроль на всех этапах адаптации. ​
  • Обучающие материалы и ресурсы: Предоставляйте доступ к необходимым документам, обучающим материалам и корпоративным ресурсам, чтобы новички могли самостоятельно изучать информацию и быстро осваивать новые навыки. ​
  • Интеграция в корпоративную культуру: Благодаря встроенным инструментам для проведения адаптационных встреч и обратной связи, новички быстрее знакомятся с корпоративными ценностями и устанавливают эффективные коммуникации с коллегами.
Используя «МояКоманда», вы обеспечиваете новым сотрудникам комфортное и продуктивное начало работы, снижая стресс и повышая их вовлеченность. Это не только ускоряет процесс адаптации, но и способствует долгосрочному удержанию талантливых специалистов в вашей компании.​
Логотип МояКоманда
Понятная HR-платформа
для решения ваших задач

Сделайте первый шаг к результативным
сотрудникам.

Мобильное приложение
Оценка эффективности системы наставничества
Чтобы данный вид передачи знаний приносил пользу организации и сотрудникам, важно регулярно его анализировать. Для этого следует учитывать несколько ключевых показателей:
  1. Достижение целей
    • Как успешно наставничество помогает в адаптации новых сотрудников?
    • Улучшаются ли показатели производительности у подопечных?
    • Повышается ли уровень компетенций и готовность к самостоятельной работе?

  2. Обратная связь участников
    • Опросы и интервью с наставниками и подопечными: насколько программа полезна, какие есть сложности?
    • Удовлетворенность участников: насколько комфортен процесс, есть ли желание продолжать?
    • Открытые предложения по улучшению программы.

  3. Кадровые показатели
    • Снижение текучести кадров среди новичков.
    • Рост вовлеченности и лояльности сотрудников.
    • Карьерное продвижение подопечных (повышение, развитие внутри компании).

  4. Результаты работы наставников
    • Насколько эффективно они передают знания и поддерживают подопечных?
    • Есть ли рост их собственной мотивации и профессионального развития?
    • Количество и качество выполненных задач подопечными.

  5. Экономическая эффективность
    • Снижение затрат на адаптацию и обучение новых сотрудников.
    • Повышение продуктивности команды.
    • Влияние программы на бизнес-показатели (например, рост продаж, улучшение качества работы).

Регулярная оценка поможет улучшать программу наставничества, корректировать подходы и повышать её эффективность.

Грамотно выстроенная система наставничества на предприятии способствует быстрой адаптации молодых сотрудников, повышает их вовлеченность и снижает текучесть кадров. По сути, это стратегический инструмент развития компании.

Однако для долгосрочной эффективности важно не только внедрить принципы программы, но и регулярно анализировать ее результаты. Оценка работы наставников, обратная связь от участников, кадровые и экономические показатели помогут понять, насколько наставничество действительно приносит пользу.

Компании, которые осознанно развивают эту систему, получают мотивированных сотрудников, устойчивую корпоративную культуру и конкурентные преимущества. Поэтому наставничество должно быть не разовой инициативой, а частью стратегии развития персонала.


Ответы на часто задаваемые вопросы

Кто может быть наставником в организации?

Наставником может стать человек, продолжительное время работающий в компании и обладающий глубокими компетенциями в своей сфере. Он должен мотивировать, давать конструктивную критику и поддерживать сотрудника.

Кто может быть подопечным в компании?

Это могут быть молодые специалисты, стажеры или работники, осваивающие новую роль. Наставничество также может быть полезно для сотрудников, стремящихся к профессиональному росту и развитию новых компетенций.

Зачем становиться наставником?

Наставничество дает возможность развивать лидерские навыки, повышать уровень экспертности, укреплять корпоративную культуру и вносить вклад в развитие компании. Кроме того, это может способствовать карьерному росту самого наставника.

Какие стандарты необходимо сформулировать на этапе построения системы наставничества?

При определении программы важно договориться о:

  • Регулярности встреч: раз в две недели, ежемесячно (в зависимости от интенсивности обучения).
  • Продолжительности встреч.
  • Длительности срока наставничества: в зависимости от сложности задач и уровня подопечного.
  • Формате взаимодействия: онлайн или офлайн, фиксированные или гибкие встречи.

Какие формы взаимодействия могут быть?

  • Индивидуальное наставничество: один наставник работает с одним подопечным, чаще всего в офлайн-формате.
  • Групповое наставничество: один наставник курирует несколько подопечных, что подходит для обучения команд или стажеров.
  • Наставничество по запросу: краткосрочная поддержка сотрудника по конкретным вопросам.
  • Обратное наставничество: молодые специалисты обучают более опытных сотрудников новым технологиям и трендам.

Какие ошибки допускаются при организации наставничества?

  • Отсутствие четких целей и критериев эффективности программы.
  • Несоответствие наставника и подопечного по уровню ожиданий и потребностей.
  • Формальный подход, когда наставничество воспринимается как дополнительная нагрузка без мотивации и пользы.
  • Недостаточное время на взаимодействие, редкие или нерегулярные встречи.
  • Отсутствие системы обратной связи и оценки результатов наставничества.

Казанкова Ксения
Автор статьи Казанкова Ксения Копирайтер
Еще больше материалов по теме:

Скрининг резюме: что это и как провести первичную оценку кандидата

06.06.2025 clocks
Скрининг резюме: что это и как провести первичную оценку кандидата

Что такое воронка подбора и как её настроить

02.06.2025 clocks
Что такое воронка подбора и как её настроить

EJM (карта пути сотрудника): как составить, внедрить и правильно использовать

30.05.2025 clocks
EJM (карта пути сотрудника): как составить, внедрить и правильно использовать
Логотип МояКоманда
Поле обязательно для заполнения