Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время

Как разработать систему наставничества в компании
Статьи
- Что такое наставничество и в чем его суть
- Какие задачи решает наставничество в организации
- Сферы применения системы наставничества
- Виды наставничества
- Функции наставника
- Плюсы и минусы системы наставничества
- Этапы наставничества в компании
- Разработка системы наставничества в компании поэтапно
- Мотивация участников программы
- План адаптации нового сотрудника
- Адаптация новых сотрудников с «МояКоманда»
- Оценка эффективности системы наставничества
- Коротко о важном
Что такое наставничество и в чем его суть
В процессе наставничества опытные сотрудники, которые работают в компании продолжительное время, передают свои знания и компетенции новичкам, которые пришли недавно. Этот формат обучения предполагает индивидуальную работу одного сотрудника с другим и непосредственную передачу опыта от человека к человеку. Также процесс адаптации может сопровождаться самостоятельным изучением других рабочих материалов.Кроме наставничества есть и другие подходы к обучению. Среди них:
- Процесс передачи знаний, структурированный в виде курсов, семинаров и тренингов, но не подразумевающий взаимодействия и общения с наставником.
- Менторство — длительное взаимодействие, сфокусированное на личностном росте человека. Отличие от наставничества в том, что оно ориентировано в первую очередь на рабочие цели.
- Коучинг — сфокусирован на постановке задач и раскрытии внутреннего потенциала сотрудника через вопросы и рефлексию.
Какие задачи решает наставничество в организации
Наставничество выполняет несколько важных функций, оно положительно сказывается на адаптации, ускоряя ее. Наставники помогают осваивать новые технологии, инструменты и подходы к работе, чтобы новички могли быстрее входить в свою должность.Сотрудники, прошедшие программу наставничества, быстрее достигают результатов и чувствуют себя более уверенно. Наставничество помогает создавать сплоченный коллектив, где сотрудники готовы поддерживать друг друга.
Еще одна важная стратегическая задача, решаемая через наставничество — это подготовка новых лидеров внутри компании.
Сферы применения системы наставничества
В компаниях из разных сфер наставничество работает по-разному. Например, на производственных предприятиях наставники необходимы для обучения сотрудников технических специальностей, где требуется строгое выполнение стандартов безопасности. Компании финансового сектора — банки, инвестиционные и страховые организации активно используют наставничество для адаптации новых сотрудников и роста их квалификации.Розничная торговля и HoReCa — наставники помогают сотрудникам быстрее освоить стандарты обслуживания клиентов. В IT-компаниях часто очень высокий порог вхождения, наставник там нужен, чтобы новичок быстрее сориентировался в новых реалиях. На работе в государственных учреждениях наставничество применяется в адаптации госслужащих и формировании кадрового резерва.
Виды наставничества
Наставничество делится на два вида: реализация наставничества у новичков и опытных сотрудников. В случае с новичками, наставник помогает им должным образом адаптироваться к последовательности рабочего процесса. Во втором случае наставник помогает действующему сотруднику вырасти по карьерной лестницы внутри компании.Функции наставника
Основные его функции:- Организационная — организовывает освоение корпоративных стандартов, регламентов и инструментов.
- Обучающая — передача опыта, разбор практических ситуаций.
- Контролирующая — отслеживание прогресса подопечного, корректировка трека обучения.
- Мотивационная — обеспечение обратной связи и поддержки, если это требуется.
Плюсы и минусы системы наставничества
Преимущества- Быстрая скорость адаптации новичков
- Повышение квалификации персонала.
- Позитивное влияние на развитие корпоративной культуры
- Снижение текучести кадров.
НедостаткиСогласно опросу CNBC/SurveyMonkey Workplace Happiness Survey, институт наставничества оказывает чрезмерное влияние на карьеру работника по нескольким направлениям. Девять из 10 работников, у которых есть карьерный наставник, говорят, что они довольны своей работой.
- Нагрузка на наставников.
- Необходимость строгого планирования и контроля.
- Затраты на внедрение системы наставничества.
- Нехватка наставников
Этапы наставничества в компании
Знакомство
Осуществление знакомства с подопечным, введение в курс дела, формулировка целей.
Обучение
Практическое обучение, передача компетенций, отработка профессиональных задач.
Контроль
Проверка достигнутых результатов, обратная связь, корректировка процесса.
Разработка системы наставничества в компании поэтапно
Наставничество как метод обучения персонала — это эффективный инструмент адаптации новых сотрудников, передачи опыта и развития кадрового резерва. Чтобы внедрить его в компании, важно продумать четкую систему, состоящую из нескольких ключевых шагов:- Определение целей и формата Наставничество может быть направлено на адаптацию новичков, развитие молодых специалистов или подготовку будущих лидеров. Формат зависит от целей: индивидуальные встречи, групповые сессии, обучение через практику.
- Выбор и подготовка наставников Наставники должны обладать не только профессиональными компетенциями, но и навыками обучения, мотивации, коммуникации. Их нужно подготовить — провести тренинг, дать четкие рекомендации и ресурсы.
- Создание программ взаимодействия Пропишите структуру работы: частоту встреч, темы обсуждений, контрольные точки. Например, на первом этапе наставник помогает адаптироваться, затем фокус смещается на развитие компетенций и постановку карьерных целей.
- Запуск и мониторинг Назначьте наставников, запустите программу и отслеживайте ее эффективность. Можно собирать обратную связь через опросы или встречи, корректируя процесс при необходимости.
- Оценка и развитие системы Регулярно анализируйте результаты: удалось ли достичь поставленных целей, насколько удовлетворены участники. При необходимости улучшайте методики, внедряйте новые инструменты, например, цифровые платформы для коммуникации и контроля.


Проект «Наставничество в ООО «Газпром трансгаз Томск»: преемственность, безопасность, надежность»


Проект наставничества в Международном аэропорте «Внуково» «VeКтОр».
Мотивация участников программы наставничества
Плодотворная организация наставничества возможна только при достаточной мотивации обеих сторон.Методы мотивации наставников:
- Бонусы и премии. Дополнительные выплаты или нематериальное поощрение (например, подарки, корпоративные льготы).
- Карьерный рост. Участие в программе наставничества может быть критерием при повышении, учитываться при аттестации и формировании кадрового резерва.
Варианты стимулирования подопечных:
- Сертификация. После успешного прохождения наставничества сотрудник может получить внутренний сертификат компании, подтверждающий освоенные навыки.
- Дополнительное обучение. Возможность участвовать в специальных тренингах, мастер-классах или получить доступ к образовательным платформам.
Американская технологическая компания Sun Microsystemsпровела исследование, в котором они изучили данные более чем 1000 своих сотрудников за пятилетний период. Выяснилось, что наставники продвигались по карьере в шесть раз чаще, чем те, кто не участвовал в программе; подопечные были повышены в пять раз чаще, чем те, кто не участвовал в программе; и показатели удержания были намного выше для подопечных (72%) и наставников (69%) , чем для сотрудников, которые не участвовали в программе наставничества (49%).
План адаптации нового сотрудника
Регулируется разными положениями и документами. Приведем некоторые из них:- Положение об адаптации
- Индивидуальный план работы сотрудника на период адаптации
- Программа адаптации
- Анкета адаптации сотрудника
Адаптация новых сотрудников с «МояКоманда»
Эффективная адаптация новых сотрудников — ключ к успешному развитию любой компании. HR-платформа «МояКоманда» предлагает комплексное решение для автоматизации этого процесса, обеспечивая быстрое и эффективное вхождение новичков в рабочий процесс.Преимущества использования «МояКоманда» для адаптации сотрудников:
- Индивидуальные онбординг-программы: Создавайте шаблоны адаптации с учетом специфики различных отделов или должностей. Это позволяет каждому новому сотруднику получать задачи и материалы, соответствующие его роли, что ускоряет процесс интеграции.

- Автоматизация задач и контроля: Платформа позволяет назначать задачи с четкими сроками и отслеживать их выполнение, обеспечивая прозрачность и контроль на всех этапах адаптации.
- Обучающие материалы и ресурсы: Предоставляйте доступ к необходимым документам, обучающим материалам и корпоративным ресурсам, чтобы новички могли самостоятельно изучать информацию и быстро осваивать новые навыки.
- Интеграция в корпоративную культуру: Благодаря встроенным инструментам для проведения адаптационных встреч и обратной связи, новички быстрее знакомятся с корпоративными ценностями и устанавливают эффективные коммуникации с коллегами.
для решения ваших задач
Сделайте первый шаг к результативным
сотрудникам.

Чтобы данный вид передачи знаний приносил пользу организации и сотрудникам, важно регулярно его анализировать. Для этого следует учитывать несколько ключевых показателей:
- Достижение целей
- Как успешно наставничество помогает в адаптации новых сотрудников?
- Улучшаются ли показатели производительности у подопечных?
- Повышается ли уровень компетенций и готовность к самостоятельной работе?
- Обратная связь участников
- Опросы и интервью с наставниками и подопечными: насколько программа полезна, какие есть сложности?
- Удовлетворенность участников: насколько комфортен процесс, есть ли желание продолжать?
-
Открытые предложения по улучшению программы.
- Кадровые показатели
- Снижение текучести кадров среди новичков.
- Рост вовлеченности и лояльности сотрудников.
-
Карьерное продвижение подопечных (повышение, развитие внутри компании).
- Результаты работы наставников
- Насколько эффективно они передают знания и поддерживают подопечных?
- Есть ли рост их собственной мотивации и профессионального развития?
-
Количество и качество выполненных задач подопечными.
- Экономическая эффективность
- Снижение затрат на адаптацию и обучение новых сотрудников.
- Повышение продуктивности команды.
- Влияние программы на бизнес-показатели (например, рост продаж, улучшение качества работы).
Регулярная оценка поможет улучшать программу наставничества, корректировать подходы и повышать её эффективность.
Коротко о главном
Грамотно выстроенная система наставничества на предприятии способствует быстрой адаптации молодых сотрудников, повышает их вовлеченность и снижает текучесть кадров. По сути, это стратегический инструмент развития компании.Однако для долгосрочной эффективности важно не только внедрить принципы программы, но и регулярно анализировать ее результаты. Оценка работы наставников, обратная связь от участников, кадровые и экономические показатели помогут понять, насколько наставничество действительно приносит пользу.
Компании, которые осознанно развивают эту систему, получают мотивированных сотрудников, устойчивую корпоративную культуру и конкурентные преимущества. Поэтому наставничество должно быть не разовой инициативой, а частью стратегии развития персонала.
Кто может быть наставником в организации?
Наставником может стать человек, продолжительное время работающий в компании и обладающий глубокими компетенциями в своей сфере. Он должен мотивировать, давать конструктивную критику и поддерживать сотрудника.
Кто может быть подопечным в компании?
Это могут быть молодые специалисты, стажеры или работники, осваивающие новую роль. Наставничество также может быть полезно для сотрудников, стремящихся к профессиональному росту и развитию новых компетенций.
Зачем становиться наставником?
Наставничество дает возможность развивать лидерские навыки, повышать уровень экспертности, укреплять корпоративную культуру и вносить вклад в развитие компании. Кроме того, это может способствовать карьерному росту самого наставника.
Какие стандарты необходимо сформулировать на этапе построения системы наставничества?
При определении программы важно договориться о:
- Регулярности встреч: раз в две недели, ежемесячно (в зависимости от интенсивности обучения).
- Продолжительности встреч.
- Длительности срока наставничества: в зависимости от сложности задач и уровня подопечного.
- Формате взаимодействия: онлайн или офлайн, фиксированные или гибкие встречи.
Какие формы взаимодействия могут быть?
- Индивидуальное наставничество: один наставник работает с одним подопечным, чаще всего в офлайн-формате.
- Групповое наставничество: один наставник курирует несколько подопечных, что подходит для обучения команд или стажеров.
- Наставничество по запросу: краткосрочная поддержка сотрудника по конкретным вопросам.
- Обратное наставничество: молодые специалисты обучают более опытных сотрудников новым технологиям и трендам.
Какие ошибки допускаются при организации наставничества?
- Отсутствие четких целей и критериев эффективности программы.
- Несоответствие наставника и подопечного по уровню ожиданий и потребностей.
- Формальный подход, когда наставничество воспринимается как дополнительная нагрузка без мотивации и пользы.
- Недостаточное время на взаимодействие, редкие или нерегулярные встречи.
- Отсутствие системы обратной связи и оценки результатов наставничества.