Топ-100
+7 495 147-47-50
+7 495 147-47-50
Таксономия Блума: структура для эффективного обучения

Таксономия Блума: структура для эффективного обучения

Статьи
20.11.2025
11 мин
В мире корпоративного обучения часто возникает вопрос: как сделать его по-настоящему результативным? Как не просто «прочитать лекцию», а добиться реальных изменений в работе сотрудников? Один из мощнейших инструментов, который отвечает этим задачам, — таксономия Блума. Это практическая схема, которая помогает выстроить обучение так, чтобы знания превращались в навыки, а навыки — в бизнес-результаты. В этой статье разберем, как использовать эту модель для получения и применения новых знаний сотрудниками компании.

Содержание:
Термин «таксономия» происходит от греческого языка: taxis означает «расположение, упорядоченность», а nomos — «правило, закон». Это понятие часто используется в сфере образования. Таксономия Блума представляет собой систему классификации образовательных целей, разработанную американским психологом Бенджамином Блумом в середине XX века. 

Основная цель модели заключается в структурировании процесса обучения таким образом, чтобы оно было последовательным и охватывало разные уровни мыслительной активности обучающихся: от простого запоминания фактов к сложным умениям анализировать, оценивать и создавать новое. Простыми словами, это иерархическая лестница, которая показывает путь усвоения знаний человеком. Каждый последующий уровень предполагает освоение предыдущего, обеспечивая постепенное развитие сотрудника от простого восприятия до сложных форм анализа и синтеза.

Система помогает руководителям отдела кадров определить конкретные цели обучения, измерять прогресс сотрудников и улучшать качество подготовки работников. Изначальная модель Блума представляет собой пирамиду из шести последовательных уровней. Каждый последующий уровень сложнее предыдущего и опирается на него.
  1. Знание (Remember). Это базовый уровень, в который входит запоминание фактов и понятий. Сотрудник может запомнить и воспроизвести термины, правила и др.

    Глаголы-индикаторы: перечислить, назвать, определить.

  2. Понимание (Understand). Способность интерпретировать информацию, понимать смысл изученного. На этом уровне сотрудник может объяснить идею своими словами

    Глаголы-индикаторы: объяснить, описать, резюмировать.

  3. Применение (Apply). Использование полученных знаний в конкретной ситуации.

    Глаголы-индикаторы: применить, использовать, продемонстрировать.

  4. Анализ (Analyze). Выявление структуры, частей целого, причинно-следственных связей.

    Глаголы-индикаторы: сравнить, выделить, классифицировать.

  5. Синтез (Synthesis). Создание новых идей, концепций, решений путем объединения элементов.

    Глаголы-индикаторы: разработать, создать, спланировать.

  6. Оценка (Evaluate). Критическое осмысление информации, принятие обоснованных решений.

    Глаголы-индикаторы: оценить, аргументировать, выбрать.

Пример: представьте, что вы учите сотрудника работать в новой CRM-системе.

Без таксономии Блума цель звучит как: «Нужно обучить работе в CRM».
С таксономией Блума вы ставите чёткие цели: «Сотрудник должен вспомнить интерфейс (знание), понять логику ведения клиента (понимание), применить это на практике с тестовым клиентом (применение), проанализировать воронку продаж (анализ), оценить эффективность своих действий (оценка) и, наконец, предложить улучшение для скрипта (создание)».
Как видите, во втором случае обучение становится структурированным, измеримым и гораздо более глубоким. В 2001 году группа ученых во главе с Лорином Андерсоном, учеником Блума и Дэвидом Кратволом обновила модель, сделав ее более актуальной для современного образования. Ключевые изменения:
  • Глаголы вместо существительных. Уровни стали обозначены глаголами, что лучше подходит для постановки целей.
  • «Синтез» и «Оценка» поменялись местами. Высшим уровнем теперь стало «Создание».
  • Обновилась терминология.
Уровни пересмотренной таксономии:
  1. Помнить (Remember)
  2. Понимать (Understand)
  3. Применять (Apply)
  4. Анализировать (Analyze)
  5. Оценивать (Evaluate)
  6. Создавать (Create)
Новая структура таксономии предложила свежий взгляд на взаимосвязь уровней. Теперь они рассматриваются скорее как этапы учебного процесса, чем строгая иерархия, где высшие ступени зависят исключительно от освоения предыдущих. Такая концепция дает больше возможностей для вариативности и адаптации образовательного процесса к разным запросам и ситуациям.

Внесенные изменения сделали модель более гибкой и применимой к различным областям бизнеса и управления персоналом. Именно эта, пересмотренная версия, является сегодня наиболее популярной и практичной в корпоративном обучении.
Логотип МояКоманда
Все инструменты для эффективного HR

Корпоративный портал, ATS, адаптация, оценка, база знаний и обучение

В 2025 году Тина Остин, специалист по стратегии Искусственного интеллекта и преподаватель вычислительной биологии, биомедицинских исследований и этики ИИ Оксфордского университета кардинально пересмотрела таксономию. Для работы над новым подходом к системе обучения она в течение нескольких лет привлекала 900 преподавателей вузов и школ. Основная мотивация изменений, по словам Тины Остин, была в том, что строгая иерархия стала устаревшей в условиях быстрого развития технологий и повсеместного использования искусственного интеллекта (ИИ).

Традиционно используемая таксономия Блума предполагает последовательное прохождение студентами уровней познания от простого воспроизведения информации («знание») до сложного творческого мышления («создание»). Новая модель, получившая название UnBlooms, отказывается от жесткой последовательности этапов и вводит концепцию рекурсии: обучающийся может свободно перемещаться между этапами обучения, вступая в непрерывный цикл вопросов, генерации идей, анализа и улучшения полученных результатов. Этот подход идеально соответствует современной реальности, где доступ к ИИ инструментам упрощает получение готовых решений, а ценность приобретает именно умение интерпретировать результаты.

Основные элементы модели UnBlooms:
  1. Критическое мышление: Оценочные шкалы помогают студентам научиться распознавать недостатки выводов ИИ, проверять качество данных и осознавать возможные ограничения алгоритмов.  
  2. Этичное принятие решений: преподаватели получают четкую систему критериев для выбора, когда включение ИИ в учебный процесс целесообразно, а когда оно способно привести к нежелательным последствиям, таким как усиление предвзятости или снижение самостоятельности ученика.
  3. Практически ориентированное руководство: конкретные инструкции по применению модели в разных предметных областях, будь то точные науки, гуманитарные дисциплины или профессиональные курсы.


Таким образом, новая модель UnBlooms сохраняет ключевые идеи оригинальной таксономии Блума, но выводит их на качественно иной уровень, позволяя учитывать современные реалии обучения в эпоху цифровых технологий и искусственного интеллекта. Несмотря на то, что Тина Остин выводила свои принципы для учеников школ и вузов, ее модель вполне применима и в сфере корпоративного обучения. Таксономия Блума — это карта для построения учебных программ. Вот ее главные задачи в HR:
  • Формулировка целей обучения. Она помогает заменить размытые цели («стать лучше») на конкретные и измеримые («научиться анализировать отчеты и создавать на их основе план корректирующих действий»).
  • Разработка учебных материалов и заданий. Для каждого уровня таксономии подбираются свои методы. Для «Понимания» — кейсы, для «Применения» — симуляции, для «Создания» — проектная работа.
  • Оценка эффективности обучения. Четко зная, какого уровня компетенций вы хотите достичь, можно создать адекватную систему проверки: от простых тестов (Помнить) до защиты проектов (Создать).
Сегодня таксономия широко применяется в образовательном процессе, управлении человеческими ресурсами и тренинговых программах компаний разного уровня. Понимая процесс своего роста и продвижения вверх по уровням, сотрудники чувствуют себя вовлеченными и мотивированными. Внедрить этот инструмент в работу HR-отдела достаточно легко. Вот пошаговый алгоритм.

1. Определите желаемый результат

Спросите себя: «Что сотрудник должен уметь делать после обучения?». Ответ и будет вашим целевым уровнем таксономии.
Пример для менеджера по продажам: не «знать о клиентоориентированности», а «уметь применять техники активного слушания в возражениях и создавать индивидуальные предложения для VIP-клиентов» (уровень «Применять» и «Создавать»).  

2. Разработайте программу, двигаясь по уровням

Не требуйте от сотрудника «анализировать» (уровень 4), если он не «помнит» (уровень 1) основные метрики. Выстройте обучение как лестницу:
  • Помнить: Дайте чек-лист с метриками.
  • Понимать: Разберите на вебинаре, как эти метрики влияют друг на друга.
  • Применять: Попросите самостоятельно заполнить отчет по шаблону.
  • Анализировать: Предложите найти причину падения одной из метрик в реальном отчете.
  • Оценивать: Пусть предложит, на какую метрику стоит воздействовать в первую очередь для максимального эффекта.
  • Создавать: Разработайте совместно новый, более эффективный формат отчета.

3. Подберите инструменты под каждый уровень

  • Помнить/Понимать: видеолекции, инфографика, тесты.
  • Применять/Анализировать: ролевые игры, разбор кейсов, симуляции, работа в песочнице.
  • Оценивать/Создавать: стратегические сессии, проектная работа, мозговые штурмы, дипломные проекты.

4. Оценивайте результаты

Используйте глаголы таксономии для создания оценочных заданий. Если цель была «Оценивать», то и в финальном задании сотрудник должен что-то оценить и защитить свою точку зрения.

Этот подход обеспечит целостное развитие специалиста, сделает обучение эффективным и полезным инструментом для дальнейшего карьерного роста.

Таксономия Блума — это  философия построения осмысленного и результативного обучения. Она помогает HR и руководителям говорить с сотрудниками на одном языке, ставить ясные цели и добиваться измеримых результатов.
Логотип МояКоманда
Автоматизация, которая освобождает HR от рутины

Более 100 успешных кейсов в действии

Казанкова Ксения
Автор статьи Казанкова Ксения HR-аналитик
Еще больше материалов по теме:

Дерево целей организации: метод для стратегического планирования

24.11.2025 clocks
Дерево целей организации: метод для стратегического планирования

Матрица Эйзенхауэра: как эффективно расставить приоритеты и управлять временем

21.11.2025 clocks
Матрица Эйзенхауэра: как эффективно расставить приоритеты и управлять временем

Согласие на КЭДО: как организовать процесс перехода

19.11.2025 clocks
Согласие на КЭДО: как организовать процесс перехода
Логотип МояКоманда
Поле обязательно для заполнения